Цель любительского обучения птиц "говорению". Основные разряды лексики "говорящих" попугаев. Период самого успешного усвоения лексики. Формы усвоения лексических элементов. Привы­кание попугайчика к новой обстановке. Выбор клички. Приручение волнистого попугайчика. Необходимые условия успешного обучения. Первое слово.

Сейчас в России, особенно в городах, почти в каждой деся­той семье содержатся самцы волнистых попугайчиков, уже "го­ворящие" или приобретенные для обучения "говорению". Известно, что пенсионеры, инвалиды, домохозяйки, одинокие пожилые люди имеют очень хорошо обученных птиц; у таких людей больше времени для птицы, желания и потребности в контакте, который в данном случае отличается наибольшей прочностью. Наиболее способными оказываются попугайчики, взятые из гнезда ослабленными и хилыми, которых приходи­лось докармливать и согревать, т.е. птицы, отставшие в физи­ческом развитии от своих братьев и сестер.

Первые "говорящие" волнистые попугайчики появились в 70-х годах прошлого столетия. Вначале стала известной "гово­рящая" канарейка, возможно, это был желтый волнистый попу­гайчик. В 1877 г. Е. Майер из Штутгарта сообщила о своем "говорящем" попугайчике: он произносил около 10 слов, это были ласковые слова приветствия, которыми хозяйка обраща­лась к нему по утрам.

В настоящее время волнистый попугайчик как "говорящий"
попугай полностью затмил своей популярностью все прочие ви­
ды попугаев. Причины этого понятны — это и доступность при­
обретения, и несравнимо меньшая стоимость по сравнению со
стоимостью крупных видов попугаев, и малые размеры клетки,
и лучшая, чем у всех других видов попугаев, способность по­
стоянно наращивать свой "словарный запас", не забывая при
этом старых "упражнений".

Подобное открытие волнистого попугайчика как самого "го­ворящего" из попугаев произошло не так давно, но в настоящее время этот домашний вид попугаев держат в десятках тысяч семей и, несомненно, ряды людей, желающих завести подо­бную птицу, будут неуклонно расти.

Успехи в обучении "говорению" волнистых попугайчиков, до­стигнутые любителями, значительны. Современные птицы это­го вида могут произносить до 600 слов и фраз, читать стихи, считать до 10 и петь песни. При этом качество воспроизведения ими человеческой речи также довольно высокое, хотя некото­рые волнистые попугайчики "говорят" тихо и невнятно; "речь" хорошо обученных особей воспринимается неподготовленны­ми слушателями.

Цель любительского обучения "говорению" направлена, как правило, на овладение птицей возможно большим слова­рем. В некоторых случаях обращается внимание на правильное произношение птицей звуков речи. Подавляющее большинство "говорящих" волнистых попугайчиков, воспитанных любителя­ми, выдают свой репертуар независимо от ситуации и без вся­кой связи с названными предметами и явлениями. Есть, однако, волнистые попугайчики, у которых чаще всего стихийно, а в некоторых случаях в результате направленного обучения выра­ботались определенные ассоциативные связи между ситуацией и фразой. Обычно у ручных птиц наблюдается склонность к ве­дению диалога с человеком, даже специально не обученная в этом отношении птица реагирует на человеческий голос, "го­ворящую" птицу к произнесению слов стимулирует разговор людей между собой или слова, обращенные непосредственно к ней самой.

На основании анализа словаря "говорящих" волнистых попу­гайчиков можно выделить шесть основных разрядов лексики.

1. Обращение к попугайчику. Имеет, как правило, яркую эмоциональную окраску. Это преимущественно имя попугайчи­ка и его ласкательные варианты: Петруша — птичка хорошая; Гошенька - хороший мальчик; Яша - красивый попугайчик; Ух ты, моя красавица. Обычно это первые слова, произнесенные попугайчиком. Они характеризуются смешанной интонацией, наблюдается как бы ее "скольжение" из-за несходства интона­ционно-акустических характеристик у членов семьи, каждый из которых произносит эти слова, обращаясь к попугайчику. Но в результате частых повторений и эмоционального подкрепления волнистые попугайчики обычно надолго и прочно запоминают

данный разряд лексики. С этим разрядом связано наибольшее количество положительных эмоций.

2.   Слова приветствия, знакомства, контакта: Добрый день!
Здравствуйте! Привет! Ура! Доброе утро! Как поживаешь — ниче­
го! Привет, я — Петруша. Практически все сказанное выше для
первого разряда, относится и ко второму. Нужно только отме­
тить, что данный разряд более нейтрален, более стилизован.
При воспроизведении слов этого разряда "говорящим" волни­-
стым попугайчиком меньше выражены интонационно-акустиче­-
ские особенности голосов членов семьи.

3.   Побудительно-вопросительная лексика — это могут
быть и выражения порицания, негативно окрашенные фразы:
Петруша, кушай! Дай пить водичку! Иди! Пошли! Тише, Ринка
уроки учит! Скажи. Говори. Не уходи - Кто пришел? Что? Рас­
скажи! Давай! Спой песенку. Давай поговорим. Что дать? Чаю
хочешь? Что случилось? Кто говорит? Уйди! Брысь! Лексика
этого разряда может воспроизводиться как в контексте, так и
вне его, в зависимости от характера обучения. Что касается
интонационно-акустических характеристик, то здесь, как пра-
вило, воспроизводятся голосовые особенности человека, чаще
других общающегося с птицей. Побудительная негативно окра­
шенная лексика, в составе одного-двух коротких слов, часто
запоминается быстро и прочно, иногда даже воспроизводится
ситуативно независимо от характера обучения и даже при от­
сутствии всякого обучения. Так. например, волнистого попугай-
чика Яшу хозяйка насильно загоняла в клетку, пригоааривая: "Я
тебя побью!" Вскоре, завидя ее. попугайчик явно сердился и,
кричал: "Я тебя побью!"

4.  Имена членов семьи, обращения их друг к другу, клички
домашних животных. Это, как правило, восклицания и призывы типа: Клава! Бабушка! Ира! В этих словах попугай совершенно
точно копирует интонацию произнесшего их человека, поэтому они наиболее удобны для сопоставительного анализа с голосом человека. Этим словам попугайчика обычно специально не обучают, он слышит их регулярно при обращении членов семьи.

5.   Лексический материал, выбранный по вкусу хозяина и специально выученный. Это преимущественно более длинные фразы, стихи: Берегите попугая! Яша Колябкин отдыхает в санатории "Поречье". Люди, берегите мир, любите природу! Здоровье в порядке, спасибо зарядке. Так, если один волнистый попугайчик читает стихотворение М.Ю. Лермонтова "Бородино", то другой поет песни Лещенко, а третий пытается спеть "Очи черные". Волнистый попугайчик часто использует лекси­ческий материал этого разряда в умиротворительной болтовне наряду с ласкательной лексикой в свой адрес. Здесь четко про­слеживается интонационно-акустическое сходство с голосом обучающего.